В сентябре-октябре 2017 года на украинских полях может обостриться конфликт между арендаторами земель и рейдерами. Вероятно применение оружия и человеческие жертвы.
Об этом в ходе форума сообщил глава «Всеукраинской Аграрной Рады» Андрей Дыкун, передал корреспондент ГолосUA.
По его словам, в некоторых сельсоветах не укомплектованы отряды Национальной полиции и аграриям, посеявшим урожай, возможно, придется самостоятельно защищать вырощенное.
«К 2017 году реформа полиции приостановлена. В сельских советах отряды Национальной полиция укомплектованы всего лишь на 25-50%. Аграриям придется самим защищать урожаи от рейдеров», – выразил мнение он.
По словам А.Дыкуна, в ближайшие два месяца ожидается сбор урожая кукурузы и подсолнечника.
«Пока Кабмин, МВД, депутаты обещают изменение процедуры регистрации договоров аренды на сельхозземли, вскоре созреет урожай. И никому тогда не нужна будет земля, но рейдеры придут за урожаем, прольется кровь. О многих случаях рейдерства не рассказывают, потому что люди запуганы и молчат», – сказал он.
В подтверждение слов А.Дыкуна историю конфликта с рейдерами рассказал директор фермерского хозяйства «Аделаида» Сергей Рыбалко.
«1 августа я ехал мимо поля, где наше предприятие сделало посевы, и увидел там комбайн. Я даже не сразу понял, что это не наш комбайн: мы обрабатываем 4,5 тыс. га земли и это могла быть одна из наших полевых машин. Подъехав ближе, я увидел: стоят 5 чужих грузовых машин, две легковые, комбайн, и человек 15 людей, которые дружно собирают урожай. Когда я спросил их «Что вы тут делаете?», то они так на меня посмотрели, что я решил срочно уехать оттуда. И что делать рейдеру в такой ситуации? Я вспомнил слова Кольта, создавшего автоматический пистолет: «Господь создал людей неравными,но я уравнял их права». Мне пришлось вернуться к машине, там было ружье, оно сразу уравняло меня и этих неизвестных в правах. Я считаю, каждому фермеру нужно иметь в машине оружие – желательно зарегистрированное ружье, в полиции к ружьям вопросов не возникает», – рассказал о пережитом он.
Представитель фермерского предприятия также рассказал, как развивалась ситуация после приезда на место его знакомых и полиции, которая опоздала на несколько часов.
«Я позвонил знакомым и в полицию… но полиция обычно приезжает на такие вызовы через 2-3 часа, а за это время можно много скосить, поэтому нужно как можно быстрее остановить незаконные действия злоумышленников. И я, зная об опозданиях полиции, вызвал охотников, чтобы как-то продержаться 2-3 часа. Полиция приехала, зафиксировала нарушение. Но это только начало процесса. Важно, чтобы вам как арендатору полиция передала на ответственное хранение технику и урожай. А в ЕРДРполиция внесет эти данные только через сутки, еще 1-2 суток нужно, чтобы суд принял решение об открытии уголовного производства. Поэтому я и мои помощники находились во время сбора урожая на поле, чтобы не допустить кражу урожая», – уточнил фермер.
По словам предпринимателя, правоохранители и суд придерживаются мнения – земля это средство производства, поэтому собственник урожая тот, кто его вырастил. Но уголовное производство открыли сразу не в связи с хищением урожая, а по статье «Самоуправство», потому что в широкой судебной практике взаимоотношения собственника земли и арендатора являются гражданско-правовыми действиями. А самоуправство карается небольшим штрафом. Мы добились того, чтобы суд переквалифицировал дело в «Грабеж», что в случае выигрыша дела означало тюремное заключение для злоумышленников на 4 года»,- добавил он.
Представитель ФХ «Аделаида» также выразил мнение, что для защиты урожая пора нанимать специалистов.
«Аграрии могу защититься, обратившись к услугам криминалиста, который докажет, что урожай был похищен. И также нужно 3-4 бойца, сильных мужчины, которые смогут оперативно реагировать на попытку грабежа на сельскохозяйственном поле», – уточнил он.
В ходе форума свою историю также рассказала женщина-предприниматель из Одесской области.
«На мое предприятие был осуществлен рейдерский захват в 2014 году. В Измаильской прокуратуре есть 16 уголовных производств – в связи с угоном техники, самозахватом, нанесением – мне – телесных повреждений… и ни одно из этих дел не передано в суд до сих пор. Сюда я приехала с соратниками, которые могут подтвердить: фирма-рейдер в нашем регионе работает по 4 районам. Он дублирует договоры хозяйств и регистрирует в управлениях Минюста. Инцидент с кражей моего урожая начинали расследовать, но следователи куда-то исчезали. Сейчас у нас в судах около 60 процессов. Суды первой инстанции признали, что действительны договоры аренды земли до 2013 года, а апелляция признала, что действительны только те, которые прошли процедуру государственной регистрации в Минюстре», – рассказала она.
По словам предпринимателя, когда рейдеры пришли за ее урожаем, на поле были вызваны полицейские и прокуроры.
«Они там были и ничего не делали. И только когда я ногами залезла в жатку и мне порезало ноги, полиция открыла уголовное производство», – подытожила свой рассказ предприниматель.
Напомним, ранее советник министра МВД Украины Михаил Апостол сообщил, что по состоянию на сентябрь 2017 года в стране действуют до 50 преступных групп рейдеров.