Борьба с офшорами: сколько денег можно будет реально вернуть в Украину

0

«Информация о счетах, компаниях и активах наших граждан за рубежом уже с 2022 года с огромной долей вероятности станет известной нашей налоговой. Об этом в своей колонке написал народный депутат Украины, глава комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев. Поможет ли это вернуть деньги из офшоров в Украину, не усугубит ли это ситуацию с контролем из-за рубежа, что в данном случае лучше – «кнут или пряник», и о каких суммах идет речь?
Тест основной цели
Весной 2019 года Верховная Рада предыдущего созыва (к слову, чудом) ратифицировала Многостороннюю конвенцию о выполнении мер, которые относятся к соглашениям о налогообложении, с целью противодействия размыванию базы налогообложения и выведению прибыли из-под налогообложения (BEPS), или, как ее еще называют, MLI, напоминает Д. Гетманцев.
«Это соглашение предусматривает три вектора правового регулирования: гибридные схемы для уменьшения налоговой нагрузки, злоупотребления положениями соглашений, а также искусственное избежание статуса постоянного представительства», – объясняет он.
Например, в соответствии с MLI уже со следующего года вводится Тест основной цели (Principal Purpose Test, PPT), пишет депутат.
«Льготы, предусмотренные соглашением об избежание двойного налогообложения, не будут предоставляться, если есть подозрения, что получение таких льгот было одной из основных целей операций налогоплательщика. При этом доказывать обратное должен будет сам налогоплательщик», – подчеркнул Д. Гетманцев.
Подозрение у меня лично вызывает слово «подозрения» и «обратное должен доказать сам налогоплательщик». Не стоит забывать, что у нас, условно говоря, половина экономики вообще находится в тени. И если предоставить бизнесменам только кнут без пряника, то вполне вероятно, что он найдет лазейки, как это обойти. К тому же остаются вопросы – кто будет тестировать и с какой целью. Не станет ли эта инициатива травлей неугодных. Ведь в наших судах, если вас никто не «крышует», доказать свою невиновность бывает довольно сложно.
Международный доступ к информации
«Сегодня на рассмотрении ВР находятся законопроекты № 2102 и № 2103 с длинными названиями, которые для удобства называют FATCA. Это аббревиатура от Foreign Account Tax Compliance Act — закон о налоговой отчетности по зарубежным счетам, по которому США могут получать информацию об операциях всех своих резидентов за границей», – отмечает депутат.
Законопроекты предусматривают внесение изменений в наше законодательство, необходимых для автоматического обмена налоговой информацией не только по FATCA, но и в рамках MCAA CRS — многостороннего соглашения более чем ста стран мира, предполагающего получение ими информации об активах своих резидентов в странах-участницах в едином согласованном стандарте, написал он.
Таким образом, информация о счетах, компаниях и активах наших граждан за рубежом уже с 2022 года с огромной долей вероятности станет известной нашей налоговой со всеми вытекающими отсюда последствиями, анонсирует Д. Гетманцев.
«Законопроекты рассматриваются во втором чтении с минимальным количеством правок и имеют все шансы быть принятыми до нового года», – отметил он.
Считаю это одним из самых опасных нюансов по той причине, что, к сожалению, в Украине (да, в принципе, и не только) не власть стоит над капиталом, а наоборот. По этой причине, если другие страны (в первую очередь США) будут получать информацию о наших олигархах, это даст им дополнительные инструменты тотального контроля и над нашими властями. Государство обязано иметь и свои секреты.
Ограничения, контроль и… пряник?
«Еще одна нашумевшая пара законопроектов № 1209/1210 в основном состоит из норм, имплементирующих пять шагов BEPS. Это сложный документ, который накладывает на крупный бизнес дополнительные ограничения в использовании привычных и милых сердцу схем с использованием низконалоговых юрисдикций. Когда налоги в Украине не платятся, а прибыль переводится отсюда в страну, где ставка налога значительно меньше, пишет нардеп.
Это и есть пресловутые антиофшорные или антиолигархические инициативы, о которых так долго говорили в «Слуге Народа», подчеркнул он.
«Законопроекты внесены к первому чтению и с высокой долей вероятности будут приняты в целом уже в январе», – отметил Д. Гетманцев.
Добавим к этим изменениям законопроект № 2284, касающийся глобальных изменений системы финансового мониторинга в стране. Документ готовится ко второму чтению, пишет депутат.
«Мы понимаем, как трудно будет крупному бизнесу выпрыгнуть из теплой ванны привычного налогового мира. Смягчить эту процедуру поможет обещанная президентом налоговая амнистия либо, назовем ее мягче, нулевое декларирование, различные варианты которого разрабатываются в недрах Кабмина и Верховной Рады. Мы убеждены, что амнистию нужно провести в 2021 году — перед окончательным вступлением в силу изложенных выше правовых норм», – резюмировал он.
Криминализация офшоризации
«Криминализация офшоризации ни к чему не приведет потому, что у нас нет эффективных государственных институций, которые могли бы контролировать бизнес. А также нет эффективного вертикально-репрессивного правоохранительного механизма, как в Беларуси или Китае. То есть, у нас нет репрессивных механизмов контроля – ни эффективных институциональных. Соответственно, все попытки налогообложить офшорные деньги приведут к тому, что они будут перепрятаны. Здесь нужно убрать первопричины офшоризации экономики», – заявил экономист Алексей Кущ.
По словам А. Куща, нужно сделать так, чтобы офшорные счета не увеличивались.
О каких суммах речь
«Должен быть правильный алгоритм реформ: приостановка оттока капитала в офшорные зоны и создание фискальных и стимулирующих механизмов для того, чтобы деньги оставались в экономике. А уже потом думать, как возвращать деньги, которые ушли в офшоры в 90-е годы или за последние 5 лет. Считаю, что сейчас количество денег в офшорах приближается к 200 миллиардам долларов», – отметил он.
Отметим, что примерно 40% всех инвестиций в мире – это деньги, которые вкладываются не в экономику, а прячутся в офшорах. В сумме это составляет около $15 трлн. Такие данные приводятся в исследовании МВФ и Копенгагенского университета.
Запрет на проведение финопераций в офшорах
По словам экономиста Алексея Плотникова, если заниматься офшорами, то нужно прежде всего прописывать на законодательном уровне запрет на проведение в офшорах всех финансовых операций. Судя по всему, новая власть в Украине готова запретить офшоры.
А. Плотников добавил, что попытка сегодня просто провести законы по улучшению администрирования налогов – это не борьба с офшорами.
«Жесткие санкции по офшорным территориями теоретически применить возможно», – заявил экономист.
Эксперт отметил, что в Украине не только олигархи используют офшоры, также и средний бизнес их использует.
«Традиционно практикой офшоров пользовались многие страны. Это не украинское изобретение. Общая тенденция в мире сегодня – это сокращение бизнеса в офшорных компаниях и полная ликвидация офшорных структур», – подытожил А. Плотников.
Амнистия капиталов
«Есть анонсированный закон об амнистии капитала. Он частично может способствовать возвращению капиталов. Но практика Румынии, Болгарии, которые применили подобные законы, показывают, что, согласно такому закону, возвращаются небольшие суммы. В Румынии это немного больше миллиарда долларов», – заявил экономист Андрей Новак.
Рассчитывать, что амнистия капиталов вернет десятки миллиардов, не приходится, говорит экономист.
«Для инвестиций нужны стимулы, а не принуждение. Если будут благоприятные условия, то инвестиционный капитал сам пойдет в Украину, в том числе и от наших бизнесменов, которые сейчас активно используют офшорные схемы», – отметил он.