Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль и мэр Киева Виталий Кличко допустили возможность того, что метро Киева снова закроют на карантин. ГолосUA решил разобраться, нужно ли идти на такие радикальные меры, расспросив об этом врача-инфекциониста Ольгу Голубовскую. Также мы поинтересовались, увеличится ли заболеваемость на коронавирус после открытия кинотеатров, а также когда ждать второй волны коронавируса.
– Ольга, мэр Кличко пригрозил ограничить работу транспорта в Киеве из-за игнорирования правил карантина, нужно ли это делать?
– Если будет рост заболеваемости на COVID-19, то вводятся дополнительные ограничения. По этому пути идут все страны мира. Каждое государство по-своему контролирует соблюдение ограничительных мероприятий. Например, в Израиле на днях ужесточились ограничительные мероприятия. На данный момент нет другого выхода. От этой болезни нет специфической профилактики и средств для специфического лечения. Соответственно, для того чтобы смягчить нарастание количества больных, и вводятся ограничительные мероприятия.
К сожалению, в Украине многие люди не придерживаются карантинных мероприятий. Лето, все устали. Однако другого пути побороть болезнь нет. Только ограничительные меры. Поэтому если рост заболеваемости на COVID-19 продолжится, то на уровне министерства будет принято решение об ограничении работы общественного транспорта. Не вижу в этом ничего плохого.
– Могут ли вновь закрыть метро?
– Некоторые страны, несмотря на пандемию коронавируса, метро не закрывали. Главное, чтобы в метро не было большого скопления людей.
Пока в Украине снижается рост заболеваемости на COVID-19. Как будет развиваться ситуация в дальнейшем, сказать сложно, так как данный вирус ведет себя абсолютно непонятно. Если будет рост заболеваемости, то ограничительные мероприятия будут усиливаться. И это правильно.
– Нужно ли обязательно соблюдать масочный режим в транспорте?
– У нас есть два основных пункта борьбы с коронавирусом. Это масочный режим, но только правильное ношение маски. То есть должна быть смена маски каждые несколько часов. Также дезобработка рук. Ношение перчаток летом – полный бред. Это только может вызвать экзему для чувствительной кожи. Ведь перчатки точно так же, как и руки, нужно обрабатывать. Главное, не трогать лицо необработанными руками. Кроме того, нужно соблюдать дистанцию более одного метра. Пока других способов защититься от COVID-19 нет.
На сегодняшний момент во многих городах ездят «забитые» пассажирами маршрутки, хотя такое разрешение никто не давал. При большом скоплении людей в транспорте увеличиваются риски заражения на коронавирус. Для того чтобы этого избежать, нужно выпускать на маршруты дополнительный транспорт. К сожалению, такие вещи сложно контролировать, поэтому с населением нужно проводить нормальную разъяснительную работу. Это сделать очень тяжело, так как в Украине полностью разрушили уважение к любым государственным институциям. Никто никому не доверяет. В чем-то я прекрасно разделяю мнение украинцев. Для этого достаточно вспомнить, с чего начали реформы наши горе-реформаторы. Они просто повыгоняли всех профессионалов, и на их место пришли люди без образования и опыта работы, которые не владеют медицинской терминологией. Эти люди выпускали нормативные документы, над которыми смеялась вся страна. В итоге, украинцы просто не верят власти и не соблюдают карантинные мероприятия. Ведь в Украине произошло полное разрушение нормальной работы государства. Здесь вижу только один выход – подключать к работе профессионалов, к которым у общественности есть доверие, чтобы они просто информировали людей о реальной угрозе COVID-19.
Нам разрушили санитарно- эпидемиологическую службу. Огромное количество людей было уволено или ушли сами, так как им никто не платил зарплаты. Против государства была осуществлена диверсия.
В борьбе с инфекционными болезнями выигрывают страны с сильной вертикалью, которые выделяют большие деньги на систему противодействия и здравоохранения. Например, Китай, Сингапур и Тайвань очень быстро справилась с первой волной коронавируса.
Наши советские системы противодействия инфекционным болезням, которые были рассчитаны на катастрофу, благодаря которым мы преодолели все повальные эпидемии холеры, дифтерии и всего остального, являются самыми сильными. На сегодняшний день мы не можем бороться с инфекционными заболеваниями из-за отсутствия ресурса. У нас нет ресурсов даже для тестирования населения. Кстати, с приходом Степанова на должность главы Минздрава у нас не закрыли лабораторные центры. До этого планировалось их закрытие. Хотели оставить только 5-7 лабораторных центров на всю страну. Это же ужас. Есть подписи и фамилии людей, которые хотели это сделать. Украинцы должны понимать, что на сегодняшний день делается все возможное в борьбе с коронавирусом исходя из той разрухи, которую нам оставили «реформаторы».
– Действительно ли COVID-19 так опасен, как о нем говорят?
– В основном молодые люди легко переносят коронавирус и быстро выздоравливают, но пожилые люди могут от них заразиться. Молодые люди могут принести COVID-19 в свои семьи. К большому сожалению, у нас продолжают массово инфицироваться наши медработники. Они инфицируются коронавирусом из-за нехватки защитных средств. Особенно это касается медсестер, которые целый день контактируют с больными. В итоге медсестры и другие медработники заболевают и приносят домой коронавирус. Заболевает вся семья.
Было много случаев, когда заболела медсестра и попала в стационар, а вместе с ней туда положили мужа и родителей. Женщина выжила, а ее мать и отец нет. Теперь представьте, как морально этому человеку дальше работать. Поэтому нужно объяснять пожилым людям, насколько опасна эта болезнь и что с ней нужно научиться жить еще несколько лет.
– В Украине со 2 июля должны заработать кинотеатры, не повлияет ли это на рост заболеваемости коронавирусом?
– Все еще может поменяться. Ситуация меняется ежедневно, и даже если они заработают, то в случае роста заболеваемости, их могут закрыть. После открытия кинозалов в первую очередь нужно будет соблюдать дистанцию, так как вирус не передается дальше, чем на два метра, особенно если человек находится в средстве индивидуальной защиты. Если кинотеатры не будут набиты зрителями и люди будут придерживаться мер безопасности, то риски заболеть коронавирусом минимальны.
– Многие страны говорят о второй волне коронавируса, ожидать ли ее в Украине этой осенью?
– Этот вирус ведет себя непредсказуемо, и не один прогноз по нему пока не оправдался. Связано это с тем, что он новый, и с тем, что не всегда мы имеем достоверную статистику. Напомню, что Китай давал одни показатели заболевших, а потом в течение одного дня эти показатели взлетели в 20 раз. Это означает только то, что в КНР изменили подход к регистрации заболеваемости. В Украине официальная цифра заболевших на COVID-19 не совпадает с реальным количеством больных, так как многие случаи не учитываются по разным причинам. Поэтому давать прогноз по этому заболеванию очень сложно. Лично я действительно опасаюсь второй волны коронавируса. Мы сравниваем это заболевание с гриппом, который является более изученным вирусом. При всех пандемиях гриппа, вторая волна была просто катастрофической. Она не шла ни в какое сравнение с первой волной. Реально опасаюсь этого в случае с коронавирусом. Хотя есть мнение, что вторая волна не будет такой опасной.
Пока мы не видим, что COVID-19 исчезает в летний период. Мы даже наблюдаем его рост. Исходя из этого, возможно вторая волна коронавируса и не будет такой сильной. Хотя готовиться ко второй волне нужно. В частности, должны быть готовы не только госпитальные базы и лечебные учреждения, а и дополнительно оборудованные помещения. Это рекомендуют сделать специалисты ВОЗ. Это уже сделали в Китае, России и во многих других странах, когда переоборудовали выставочные залы, поставив туда койки. Это необходимо в случае массового заболевания граждан и переполненных больниц и для изоляции и наблюдения за больными, чтобы вовремя выявить тяжёлое протекание болезни и вмешаться терапевтическими мероприятиями. За это лето, считаю, нужно максимально всех врачей обучить, как бороться с COVID-19. Пусть лучше все это нам не понадобится, но лучше перестраховаться и быть готовыми ко второй волне заболевания.
Четверг, 19 сентября, 2024