Индивидуальный стиль в журналистике

0

Предлагаем нашим читателям фрагменты курсовой работы студентки факультета издательского дела и журналистики Московского Государственного Университета Печати Александры ФЕДОРОВОЙ.

Можно вспомнить целый ряд известных журналистов, имеющих свои излюбленные темы. У Леонида Парфенова это эпоха СССР, у Дарьи Асламовой – война, у Юрия Щекочихина – подростки и представители криминала, у Евгения Додолева, над которым вел шефство Щекочихин, среди тем и криминал, и интимная сторона жизни. Названные авторы отличаются не только своей приверженностью к одной теме, но и индивидуальной манерой письма, и способами осмысления действительности, и творческими методами работы.

Парфенов печатался в советской прессе от «Красной Звезды» и «Правды» до «Московских новостей» и «Огонька». Позже начал создавать документальные фильмы о поколении шестидесятников, о великих личностях того времени, наконец, не стоит забывать о программе «Намедни», где рассказывалось обо всех важных событиях в период с 1961 по 2003 год.

Асламова после окончания факультета журналистики МГУ писала светскую хронику, затем поехала на войну и настолько прониклась работой в горячих точках, что больше не видела своей жизни без них. От подобной работы ее не отвратил даже неприятный инцидент в Карабахе, где Асламова оказалась на грани между жизнью и смертью. Коллеги без всякой иронии говорят, что Дарья – хороший репортер, отличительными чертами которого являются легкость стиля, читаемость и свежая фактура.

Щекочихин долгие годы занимался подростковыми проблемами, а затем нравами преступного мира. В своих судебных и исследовательских очерках журналист предстает прежде всего как аналитик: он не просто изучает нравы подростков или преступников, но постоянно ставит перед обществом актуальные проблемы вроде наркомании среди молодых людей или заказных убийств. Активно занимаясь журналистским расследованием, Юрий смог создать образ «работающего» журналиста, который ради постижения истины готов перелопатить груды документов, наладить связи с различными источниками информации, организовать и провести собственное расследование. Журналист активно погружает читателя в собственную творческую лабораторию, поэтому при чтении его очерков всегда возникает ощущение сопричастности к расследуемому делу.

На стиле Евгения Ю. Додолева сказалось общение с такими учителями, как Юрий Щекочихин и Юлиан Семенов. Темами для его статей служили коррупция, бандитизм, музыкальный андеграунд. Додолев стал известен своей манерой описывать обычно остающиеся в тени темы и проблемы «без купюр», он писал о том, что обычно не обсуждалось. Творческая индивидуальность журналиста проявляется в особой манере письма, в методах подачи информации. На этой основе и возникает публицистический образ автора. Любовь Аркус и Дмитрий Быков – представители новой советской журналистики – отмечали: «Язык прессы пока еще довольно однообразен, журналисты со сколько-нибудь индивидуализированным стилем – на вес золота. В газетах преобладает смесь двух новоязов: это язык прежней эпохи, сильно разбавленный англицизмами. Это молодое поколение – в основном дети тех самых шестидесятников Владимир Яковлев, Артем Боровик, Дмитрий Лиханов, Евгений Додолев, Александр Любимов, – уже берет свое. Представители недавней «золотой молодежи», выросшие в огромных квартирах или проведшие отрочество за границей, молодые выпускники международного отделения журфака МГУ, они начинают делать погоду на телевидении и в прессе. Отличные стартовые возможности и врожденное отсутствие страха позволяют им в течение полугода растабуировать все запретные темы и посетить все горячие точки, куда прежде не ступала нога советского журналиста».

Вместе с Артемом Боровиком, коллегой по «Совершенно секретно», Евгений Додолев вел легендарную программу «Взгляд», куда был приглашен Александром Любимовым, с которым подготовил несколько выпусков передачи в качестве соведущего в 1989-1990. В своих сюжетах Додолев рассказывал о таких ньюсмейкерах, как Нина Андреева, Олег Калугин, Александр Невзоров – все знали и говорили о них, но на всесоюзные экраны они не попадали. Невзорова и Додолева называли «битлами нашей эпохи», а через 10 лет в «Огоньке» уже «народными героями»: «Кто помнит, сколько их было, ведущих «Взгляда», появлявшихся в самой свободной студии «Останкино» по пятницам? Листьев, Любимов, Захаров, Политковский, Мукусев. Кто еще – Ломакин, Додолев, Боровик… Они стали народными героями, олицетворявшими перемены внутри страны, так же, как символом перестройки за границей был Горбачев. Потому что вместе с ними, смелея от пятницы к пятнице, мы учились говорить не кухонным шепотом, а вслух: в СССР все-таки есть секс, у капитализма тоже бывает человеческое лицо, рок-н-ролл жив, Чернобыль не авария, а трагедия… Но, когда мы вместе прошли почти весь демократический букварь и научились громко говорить, было уже почти все равно, кто говорит с нами из студии «Взгляда». За что всем, кто когда-либо делал это, большое человеческое спасибо».

Круг освещаемых тем

Анализируя круг тем, освещенных в работах г-на Додолева, мы, прежде всего, сталкиваемся с временным отрезком, на который пришелся пик популярности автора и формирование его стиля: 80-е и 90-е годы ХХ века. Данный период для нашей страны характеризуется потрясающими по своей силе изменениями во всех сферах жизни общества:

• политической: переход от Застоя к Перестройке, путч, распад СССР;

• экономической: кризис плановой экономики, взрывной переход к рынку, девальвация национальной валюты, резкое падение уровня жизни, несколько попыток стабилизации и реформирования экономки страны;

• социальной: разрушение четкой иерархической структуры общества, резкое расслоение общества по уровню доходов, новый виток урбанизации;

• духовной: дискредитация социалистической идеологии, общее безверие и подавленность, усиление роли религиозных учреждений (РПЦ, секты), формирование новой государственной идеологии.

Трудно представить себе более плодотворную и одновременно опасную среду для деятельности журналиста. Ситуация меняется ежедневно, если не ежечасно (в противовес Застою, когда так называемые «горячие» новости зачастую просто отсутствовали, и даже при наличии в то время независимой прессы ей, скорее всего, просто не о чем было писать). Кроме того, с устранением полного государственного контроля над СМИ и цензуры, характерных для СССР, формируется институт независимой прессы. С другой стороны, в отсутствие протектората государства и жесткого регулирования журналист сталкивается как с внутренними, так и с внешними факторами, оказывающими непосредственное воздействие как на его профессиональную деятельность, так и на его личность и даже физическое состояние. Вспомним нашумевшие заказные убийства Владислава Листьева в 1995 году и Анны Политковской в 2006 году (можно отметить, что Владислав Листьев и Евгений Додолев вместе работали в программе «Взгляд»).

Чем же проявил себя Додолев в столь сложных условиях? Будучи сыном писателя Юрия Додолева, концентрировавшегося на военной теме, Евгений, скорее всего, уже в раннем детстве познакомился с достаточно сложной тематикой печатного слова. Рано освободившись от рамок одного издательства и практически сразу же (спустя четыре года после дебюта в качестве корреспондента «Московского комсомольца») начав сотрудничать в первом частном советском издании с теперь уже легендарным названием «Совершенно секретно» вместе с Юлианом Семеновым, Евгений Додолев получил не только первый опыт свободной журналистики, но и бесценные «уроки мужества». В это же время в СССР фактически возникает неведомый до этого жанр – «журналистское расследование» (Investigative journalism).

Можно проследить основные критерии журналистики, ставшие основополагающими в работе Евгения Ю. Додолева:

1) независимый характер работы;

2) новаторство и готовность к внесению новых элементов в работу;

3) аналитический характер работы;

4) злободневность и актуальность тем для широкого круга читателей;

5) дискомфорт и возможная опасность работы для автора.

Додолев сразу же дистанцируется от перспективных тем, неинтересных широкой массе, например, от экономики или научной публицистики. Основным объектом внимания автора становится общество в условиях перелома. Чистая политика или чистая социология как науки широкому потребителю информации мало интересны, они требуют предварительного объема знаний и большой аналитической работы со стороны самого читателя. Общественная же жизнь окружает нас каждый день, она близка и в то же время достаточно сложна, чтобы читатель испытывал чувство незнания и, как следствие, информационный голод, рождающий спрос на СМИ. Особенно общество привлекают шокирующие, пугающие и вызывающие прочие сильные эмоции сюжеты. Апофеозом эксплуатации подобных склонностей читателя является так называемая «желтая пресса», использующая информацию (краеугольный камень журналистики и СМИ в целом) в качестве развлечения читателей (зачастую искажая и тасуя факты для достижения большего драматического эффекта). Эталоном бульварной прессы в 90-е годы стали «Экспресс-газета», «Мегаполис Экспресс» и «Спид-Инфо».

Тематика статей Додолева во многом пересекается с бульварной прессой. Она включает в себя, в частности, такие темы, как:

1) криминальная хроника, проблемы коррупции и проникновения организованной преступности во власть;

2) сексуальная революция в советском, а позднее российском обществе;

3) злободневные темы.

Показательным в этом плане является широкое освещение темы проституции в работах Додолева в период позднего Застоя и Перестройки. В каком-то смысле эта тема – знаковая для советской журналистики в целом. Вышедший в «Московском комсомольце» в 1986 году двумя выпусками («Ночные охотницы» – 24 октября 1986 года и «Белый танец» – 19-21 ноября того же года) материал Додолева о валютной проституции в Москве (наиболее прибыльный вид проституции на тот момент) повлек за собой не только широкий общественный резонанс, как может показаться на первый взгляд. Рассмотрим последствия применительно к четырем сферам жизни общества:

• политическая сфера: впервые в истории страны публикация вызвала обсуждение «в верхах», изъятие тиража из типографии и, в конечном итоге, внесение изменений в «Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» (Указом Президиума ВС РСФСР от 29.05.1987 введение в текст КОАП Статьи 164.2: «Занятие проституцией» 6);

• экономическая: фактический выход «теневой экономики» и ознакомление с ним невовлеченных в сферу нелегальных заработков граждан;

• социальная: приток молодых девушек в «прибыльную профессию», преследования автора со стороны организованной преступности, смещение понятия «престижности профессии» (в мае 1989 года выпускники средних школ Ленинграда в анонимном анкетировании отнесли валютных проституток в десятку самых престижных профессий);

• духовная: снижение репутации законного заработка в обществе, особенно среди молодежи, начало широкого освещения темы проституции в частности и «общественного дна» в целом в искусстве (публикуется повесть Владимира Кунина «Интердевочка», экранизация повести в 1989 году становится лидером советского проката; песня Олега Газманова «Путана» становится шлягером).

Можно сделать вывод, что мы наблюдаем первое прямое воздействие «четвертой власти» и на все ветви власти (законодательную, исполнительную, судебную), и на все сферы жизни общества одновременно.

Данная тема удовлетворяла всем амбициям самого автора: его работа была первой на данную тему, она содержала новаторские приемы изложения и даже публикации текста (именно в 1986 году в «Московском комсомольце» была введена рубрика «Срочно в номер!», и на регулярной основе стала публиковаться криминальная хроника), тема предполагала достаточно сложную аналитическую работу, а также «полевую» работу (встречи с представительницами профессии и их окружением), возможно, представлявшую некоторую опасность для автора. Данная тематика была крайне неудобной для государственных органов и одновременно крайне злободневной для общества в конкретный отрезок времени, на излете советской власти.

Является ли тематика работ Додолева исключительно «сенсационной»? С большой долей уверенности можно утверждать, что это так. Относятся ли работы Додолева к «желтой прессе»? Этот вопрос несколько сложнее. Злободневность и сенсационность работы – не единственный критерий «желтизны». В конце концов, актуальная и жесткая тематика, вызывающая широкий резонанс в обществе, споры (и в конечном итоге закрепляющая фамилию автора и его образ в сознании читателя) – это ли не мечта любого журналиста?

Композиционные особенности и оформление

Ранние работы Додолева в «Московском комсомольце» носят традиционный формат: заголовок, текст, разбитый на параграфы, иногда с подзаголовками. Развитие статьи также традиционно: от постановки проблемы через примеры и мнения – к выводам, либо к постановке вопроса для читателя. Хотя уже тогда можно было выделить ряд особенностей: например, разбивку материала на несколько статей, в противовес сокращению (вспомним приводившийся уже пример со статьями «Ночные охотницы» и «Белый танец»8). Или нечасто до этого появлявшиеся отступления (прерывающие повествование куски текста, взятые из другого источника, демонстрирующие взгляд на описываемое с другой стороны, альтернативную точку зрения либо информацию к размышлению), выраженные часто в туманной форме («Отступление первое», «Отступление второе» и.т.д.).

Речевые и стилистические приемы

Тематика последних публикаций колумниста «Московского комсомольца» не отличается разнообразием, но весьма контрастна: статьи о сексе соседствуют со статьями о Григории Перельмане. На столь разные темы Додолев пишет в своем узнаваемом стиле, в больших долях состоящем из разговорной лексики и новоязов. Статьи можно узнать по периодически выскакивающему символу «&» вместо «и» (он первым стал экспериментировать с латиницей, вводя ее в статьи, заголовки, рубрики, создав своеобразную моду на манеру такого рода, эта особенность сохранилась в текстах Додолева и по сей день). До сих пор в статьях встречается фрейдизм, в популяризации которого Евгения Юрьевича обвиняли. Нередко Додолев пересказывает прямую речь героев статьи, пропуская через фильтр собственного стиля и сознания. О своем стиле сам пишет так: «Ненавижу я революционную риторику и пламенные разоблачизмы, в коих – как и все хунвейбины перестройки – романтично наупражнялся 20 лет назад».

Тропы и фигуры речи, присущие стилю Додолева (на основании статей в «МК» за 2010 год):

• метафора: «варяги модернизации»;

• антономасия: «переписка нашего президента и гламурной барышни» (переписка Дмитрия Медведева и Тины Канделаки);

• ирония: «Да что там Европа – самолеты не летают уже и в Сибири, а раскаленная лава ожидается на Кутузовском проспекте Москвы» (об извержении исландского вулкана Эйяфьятлайокудль);

• катахреза: «фонтаны из икры»;

• олицетворение: «зимы взвинтили цены»;

• эпитет: «экстравагантный аскет»;

• сравнение: «на подиум, как на лыжную трассу»;

• перифраз: «человеческое существо»;

• эвфемизм: «рвать все свои ухоженные места»;

• инверсия: «пепельным пледом накрыло Европу»;

• плеоназм: «все мы»;

• риторический вопрос: «Наказывать ли провокатора, если от провокации есть и польза?»;

• хиазм: «параллельно с гламуризацией политики идет политизация гламура».

Работы Евгения Юрьевича, бесспорно, являются сенсационными, но у них нет ничего общего с бульварной прессой: темы и информация прорабатываются у Додолева глубже, времени на создание статей уходит больше, а конечный результат выигрывает наличием используемых автором стилистических средств разного рода – новоязы, разговорная (иногда жаргонная) лексика, и вместе с тем тропы и фигуры речи, которые встретишь далеко не у каждого профессионала.

Заключение

Изучив и собрав в одной работе большое количество информации касательно стиля реально существующего журналиста, мы назвали факторы, определяющие формирование индивидуального стиля. Основа его – авторское сознание, слагающееся из эмоциональных переживаний автора, его мировоззренческой позиции, тематических пристрастий. Барьером, способным удерживать личное мнение в рамках, являются нравственные и моральные ценности, идеология и профессионализм: необходимо уметь высказывать свою точку зрения, оставаясь в меру объективным и не навязывая ее читателю. В профессии журналиста обязательно знание основ стилистики на высоком уровне и умение уместно использовать средства стилистической и речевой выразительности, чтобы текст был оригинальным и узнаваемым, притягивал внимание. Немаловажным является умение ловко выстроить композицию и проработать визуальное оформление работ, готовых к публикации, важны даже такие, казалось бы, мелочи, как имидж журналиста и его самоощущение, выбранная для себя роль.

1. «Курсовые работы. Методические указания и темы курсовых работ для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения. Специальность 030601.65 — «Журналистика»» под ред. С.В.Коновченко. – М.: Изд-во МГУП, 2009.

2. «Вторая древнейшая. Беседы о журналистике», В.Аграновский.

3. «История новейшей отечественной журналистики», Р.П.Овсепян (под ред. Я.Н.Засурского).

4. «Профессиональная этика журналиста», Г.Лазутина.

5. «Основы творческой деятельности журналиста», Г.Лазутина.

6. «Сексуальная эволюция», газета “Московский Комсомолец” №25351 от 15 мая 2010 г.

7. «Россия – страна двоеженцев», газета “Московский Комсомолец” №25279 от 15 февраля 2010 г.

8. «Как вам идея – умерщвлять детей-инвалидов?», газета “Московский Комсомолец” №25272 от 6 февраля 2010 г.

9. «Человек – это звучит подло», газета “Московский Комсомолец” №25269 от 3 февраля 2010 г.

10. «Путин в гостях у Перельмана», газета “Московский Комсомолец” №25357 от 22 мая 2010 г.

11. «Руки прочь от Гриши Перельмана!», газета “Московский Комсомолец” № 25310 от 25 марта 2010 г.

12. «Пристрастный реквием», газета “Московский Комсомолец” №25290 от 1 марта 2010 г.

13. «Все в этой жизни – с порно», газета “Московский Комсомолец” №25286 от 24 февраля 2010 г.

14. «Вулкан уже вошел в историю России», газета “Московский Комсомолец” № 25332 от 20 апреля 2010 г.

15. «Гламуризация всей страны», газета “Московский Комсомолец” №25324 от 10 апреля 2010 г.

16. Сайт издательского дома «Новый взгляд»: http://newlookmedia.ru